Дата публикации: 29 ноября 2021
«Вы собираетесь играть на мне <…> Что ж вы думаете, я хуже флейты?», - говорит Гамлет в знаменитой сцене с флейтой. Он моментально считывает манипуляцию со стороны Гильденстерна. А можем ли мы похвастаться таким же чутьем?
Манипуляция - едва уловимый процесс, психологически-социальный феномен. Человек может не только не заметить, как кто-то манипулирует им, но и не осознавать, как он сам манипулирует другими. По сути, человек становится манипулятором тогда, когда относится к своему собеседнику как к средству достижения желаемого. Манипулятора можно встретить повсюду: на телевидении, в магазине, на работе и даже в семье.
Источник: Яндекс.Дзен
Наши слабости
Манипуляции всегда воздействуют на наши слабости. С.Л. Братченко выделял: потребность в ориентире, потребность в престиже, утилитарную потребность, познавательную потребность, потребность в общении, потребность в безопасности. Именно эти потребности и превращаются в наши слабости, когда манипулятор начинает играть на них. Другие психологи также выделяют ряд других слабостей, которые могут стать ловушкой для вас и инструментом манипулятора:
Сложноподчиненные отношения
Основные приемы можно разделить на две сферы: чувственную и логическую. Вы возмущены, почему обычные резиновые сапоги стоят так дорого? Специалист в магазине тут же приведет вам 1001 причину, оправдывающую эту цену. И в финале прочной доказательной базы: не забыли ли вы, что экорезина – удовольствие не из дешевых. Но с другой стороны, что может быть дороже спасения планеты?
Манипуляция чувствами и вовсе лишена доказательной базы. Фразы: «Ты что меня не любишь?» или «Ты меня не уважаешь?» расставляют все по своим местам. Вы даже задуматься не успеете, как уже сделаете все то, против чего были настроены минуту назад. Также легко автором этих фраз можете стать вы.
Источник: onedio.ru
Психологическое воздействие
Среди видов психологического воздействия выделяют:
Запутать и запугать – вполне знакомые нам слова и понятия. Такое часто может использоваться в деловых отношениях и в бизнесе. Причем запугивание не означает прямой угрозы, скорее всего, вы зависите от организации или человека экономически, поэтому так или иначе не станете идти против воли вышестоящего лица. К скрытому принуждению можно отнести хитрые аналогии и неявные угрозы. Речевые двусмысленности тоже сюда подойдут. К ложному вовлечению можно отнести пустые обещания на любой вкус. Заражение – это тот случай, когда вы и не собирались поддерживать человека, но прониклись его манерой говорить, держать ручку или в общем, поймали с ним одну эмоциональную волну. Суггестия – часто работает с людьми легко внушаемыми. Часто в таком положении находятся люди, которые по статусу ниже манипулятора. В ходе побуждения манипулятор выстроит свою логическую цепочку так, что вы решите свои проблемы в его пользу. Как бы парадоксально это не звучало. А вот обесценивание – заставит вас сомневаться в себе, тревожиться и , в конце концов принять чужую точку зрения, находясь при этом в жутко подавленном состоянии.
Под ударом
В первую очередь, рискуют те, кто не умеет четко устанавливать собственные границы. А в семейных и партнерских отношениях их выстраивать достаточно сложно. Однако манипулятор – это не всегда злоумышленник, который хочет нанести вам вред. Люди манипулируют, руководствуясь миллионом разных причин и иногда, думая, что они делают это для вашего блага.
Источник: Яндекс.Дзен
Защита
Как противостоять манипуляциям со стороны? Самое очевидное – прекратить общение. Или хотя бы научиться говорить «нет» без объяснения причины. Просто потому что вы не хотите поступать так, как настаивает кто-то другой. Слово «не хочу» в данном случае – ваш стопроцентный аргумент. Конечно, крайне важно уметь оценить общение адекватно. Если человек общается с вами только, когда вы ему для чего-то необходимы. Стоит ли продолжать такое общение? Если вам сложно отличить явную манипуляцию от возможных трудностей характера собеседника или его манеры общения. Есть одно простое отличие – при манипуляции выгоду всегда получает кто-то один. Адекватное общение базируется на равенстве, открытости, доверии и возможности прийти к решению, которое устроит каждого собеседника.